История театра

Спектакли (репертуар)
февраль | март

Аннотации спектаклей

Технические данные

Персоналии
А-Е | Е-М | М-С | С-Ш

Публикации

Контактная информация

« Начало

При заказе билетов
не забудьте
сослаться на сайт


ПАМЯТИ АРТИСТА

прочитать позднее (Нажмите "Ctrl D")   | | |


к 50 – летию со дня рождения М. Н. Матвеева
и годовщине ухода из жизни



5 марта 2006 года исполняется 50 лет со дня рождения Михаила Николаевича Матвеева, заслуженного артиста Российской Федерации (1993), лауреата премии Тульского комсомола (1984).

М.Н. Матвеев родился в г. Саратове, в семье технической интеллигенции. Блестяще окончил Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова (1976), получил приглашения в театры Саратова, ТЮЗ и драму, но решил начать самостоятельную жизнь в г. Туле, приняв приглашение от главного режиссера театра Р.П. Рахлина (1976). С 1978 по 1980 г.г. М.Н. Матвеев находится на службе в рядах Советской Армии в войсках ПВО.

Вся творческая жизнь М.Н. Матвеева связана с Тулой, с академическим театром драмы им. М. Горького. Признанный лидер труппы, мастер, личность, неповторимая актерская индивидуальность. Артист широчайшего диапазона. Острая форма, чувство стиля, яркая пластическая выразительность сочетались у М.Н. Матвеева с проявлением больших чувств, человеческой наполненностью, добрым взглядом на мир.

М.Н. Матвеев – кумир Тулы, для многих туляков он был и останется символом Артиста. Он жил на сцене, сжигая себя, самоотдача его была безграничной. Он любил сцену, ему нравилось быть на ней. Творец, импровизатор, стихия.

Первая главная роль М.Н. Матвеева – Трубадур в музыкальном представлении «Трубадур и его друзья» В. Ливанова, Ю. Энтина (1978). И сразу артист заявил свою тему радости творчества, торжества жизни, созидающей силы любви.

Театральными кумирами М.Н. Матвеева были Михаил Чехов и Андрей Миронов, строившие свои роли в ключе психологической эксцентрики.

На сцене М.Н. Матвеев прожил сотни судеб, сыграв роли, которыми мог бы гордиться любой столичный артист. В сущности, Матвеев и был российским артистом, народным любимцем: русский солдат Петр Бородин («Соловьиная ночь» В. Ежова, 1984), парадоксальный Дон Хуан («Дон Хуан» Г. Фигейредо, 1988), трагический Меркуцио («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1990), вдохновенный игрок Кречинский («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, 1993), ослепительный граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1994), красавец Беркутов («Волки и овцы» А.Н. Островского, 1995), король – реформатор Генрих YIII («Королевские игры» Г. Горина, 1996), утонченный аристократ граф Турбин – сын («Два гусара» Л.Н. Толстого, 1997), по-детски нелепый Мальволио («Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира, 1999).

В последние десять лет герои М.Н. Матвеева не сходили со сцены. Артист утверждает свой, особый способ существования, существования подлинного непрерываемого сценического действия, который проявляется в ритме речи, остром пластическом рисунке, современной манере игры.

Он чутко улавливает перемены во времени и каждое свое появление на сцене он корректирует на день сегодняшний.

Такие знаменитые, знаковые спектакли тульской сцены как «Пигмалион» Б. Шоу (1999), «Кавказский меловой круг» Б. Брехта (2000), «Чудаки» М. Горького (2002), появились в репертуаре благодаря неповторимой индивидуальности М.Н. Матвеева.

В профессоре Хиггинсе Матвеев, не изменяя букве Б. Шоу, сыграл современного фанатика науки, экспериментатора. Его лицо в моменты наивысшего напряжения озарялось поистине пушкинским вдохновением. М. Матвеев сыграл талант как особый образ жизни, сосредоточенности, парадоксальности взглядов, некой «зациклинности», которые делали его в определенном смысле закрытым для мира личных чувств.

После исполнения роли Хиггинса артист и сам обрел необыкновенную свободу существования, близкую к стилю джаза.

В роли судьи Аздака в «Кавказском меловом круге» Матвеев уходит от своего привычного облика: делает острохарактерный грим, толщинками меняет фигуру, становясь похожим на рубенсовского Бобового короля. Его Аздак смеялся над писаными законами, жил и судил по законам здравого смысла. С невыразимой легкостью Матвеев соединял в роли Аздака ерничество и простоту, цинизм и тоску по идеалу, насмешку и доброту. Аздак Матвеева был по-возрожденчески велик, щедр и ярок. Он был воплощением живой жизни.

В 2002 году спектакль «Чудаки» М. Горького открыл афишу Первого фестиваля «Старейшие театры России в Калуге». Критик К. Щербаков очень точно охарактеризовал то, как сыграл и что сделал М.Н. Матвеев в роли писателя Мастакова. «Артист Матвеев играет человека перепутанного. Трудно понять, когда он ребенок и когда прикидывается ребенком, когда шут и когда играет шута, когда действительно верит и когда симулирует веру, отгораживаясь от окружающих… Натура незавершенная, неотграненная, мимолетная, меняющаяся непредсказуемо и мгновенно. Совершенно российская натура, рождаемая временем неверным, суетливым и зыбким».

В одной из последних работ – Подколесина («Женитьба» Н.В. Гоголя, 2003) М.Н. Матвеев достиг редкого соединения реальности жизни с гоголевской фантасмагорией. В его игре была удивительная простота и искренность существования. В этой роли Матвеев впускал зрителя внутрь себя и во внезапной перемене настроений, смене ритмов, немотивированности поступков проступала подспудная жизнь человека, полная тайн, одиночества, свободы. Актерски Матвеев существовал импровизационно, вдохновенно, раскрепощенно.

Зрители любили Матвеева. Это были не только туляки, но и москвичи, петербуржцы, смоляне, орловцы, куряне, владимировцы… Встречи с героями М.Н. Матвеева оставляли ощущение гармонии, света, торжества живой жизни. В этом, наверное, и был тот особый магнит притягательности, который и отличал его неповторимую индивидуальность. Он любил все настоящее, подлинное, никогда ничего не изображал, не играл себя, а всегда был собою. Он был сценичен, хорошо пел, легко двигался, играл на фортепиано, гитаре. Когда понадобилось для спектакля, освоил дудочку и гармошку.

Он хотел во всем себя проявить, все попробовать. Энергия М.Н. Матвеева была неуемной. Он пробовал себя в цирке в роли шпрехшталмейстера, первым снялся в игровой рекламе, проводил многочисленные, модные тогда, презентации, преподавал сценическое движение в колледже культуры и искусства, был одним из основателей праздника капустников «Тульское закулисье».

В 1994 году как артист участвовал в российском семинаре молодых драматургов «Щелыко-авторская сцена». Снялся в кино: в роли бригадира Кротова в фильме «Свадьба» (реж. П. Лунгин, 2000) и дворника-татарина в детском фильме «Барабашка» (реж., У. Сапаров, 2004).

5 мая 1993 года на сцене театра состоялся Бенефис М.Н. Матвеева.
М.Н. Матвеев был трижды удостоен губернаторской премии «Триумф» (2000, 2002, 2004). В 1999 г. Он стал первым обладателем премии газеты «Молодой коммунар» - «кумир».

4 апреля 2005 года во время спектакля на фестивале в Калуге его жизнь оборвалась. Труппа театра потеряла своего первого АРТИСТА. Он умер на сцене, как Мольер, Николай Хмелев, Борис Добронравов, Андрей Миронов.

В своем творчестве М.Н. Матвеев выразил время и стал его настоящим героем.

О.Н.Кузьмичева

Прочитать еще:
НЕКРОЛОГ. Михаил Николаевич МАТВЕЕВ
ФОТОГАЛЕРЕЯ. М.Н.МАТВЕЕВА

Публикации




online dating
HotLog

При использовании материалов явная ссылка на сайт - tdt.tulanet.ru обязательна !
© ИА "СВ-Дизайн" » Работает на m3.Сайт © Тульский академический театр драмы